- Олеся Репкина. Фото Виктор Лягушкин
НИЖЕ ЗЕМЛИ, ТИШЕ ВОДЫ
Пещерный дайвинг — самая технически сложная из всех дисциплин, связанных с погружением в воду, и один из самых опасных видов спорта. Риск настолько велик, что его не оправдать даже жаждой адреналина — только стремлением к первооткрывательству.
ПОДЗЕМНЫЕ СТРАНЫ. РОССИЯ
«Под нашей страной есть еще одна – подземная, – ныряет во введение в теорию пещерного дайвинга Сергей Горпинюк, сертифицированный инструктор, совершивший более 5000 погружений. – Там хранится колоссальный запас пресной питьевой воды, но также потенциально там могут таиться и опасности. Это вообще не изученные территории; какие в них происходят процессы, никому не известно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в России дайверов официально не существует – среди признанных смежных профессий есть только водолазы и подводные пловцы-спортсмены».
Впрочем, с несправедливостью Сергею и его коллегам смириться проще, чем с тем, что их возможности никак не использует ни наука, ни государство. «Нет ни одного НИИ, ни одной государственной организации, которые занимались бы исследованием подземных недр. Притом что на карстовых пещерах стоит, например, город Березники, второй по величине в Пермском крае. Дома там регулярно уходят под землю, но почему и когда несчастье произойдет в следующий раз, никто не пытается узнать. Прежде чем мы начнем вспоминать о красоте хрустальных пещер на Багамах и ярких рекордах, поставленных в Египте, я бы очень хотел подчеркнуть, что кейвдайвинг не просто спорт, не просто хобби, не просто еще один способ посмотреть на мир – это бездонный океан научных открытий. У нас есть отряд квалифицированных дайверов, которые умеют нырять в холодную воду в пещерах и были бы счастливы помогать ученым. Но только один сотрудник Научно-исследовательского института горного дела регулярно просит нас в Ординской пещере взять какие-то образцы, померить температуру воды в определенных местах, а это капля в море. Нужны большие целевые проекты по всестороннему изучению подводных пещер. Ведь та же Ординская считается живой – она еще очень молодая, в ней постоянно что-то происходит. Так что прикладная задача есть, а задания, увы, нет».
Сергей Горпинюк Тренер, создатель собственной системы обучения, производитель снаряжения и утеплителей для гидрокостюмов. Дайверский стаж с 2000 года, профессиональный – с 2002-го. Более 5000 погружений. Максимальное время непрерывного пребывания под водой – 503 минуты. Максимальная глубина погружения – 152 метра. Самое сложное погружение – с 12 баллонами в холодное горное Голубое озеро в Кабардино-Балкарии на глубину 120 метров. Учит ориентироваться в пещере с закрытыми глазами, находить выход из самой сложной ситуации и относиться к стихии с безусловным уважением: «Зашел в воду – опусти лицо, поздоровайся. Вода абсолютно безжалостная и бесконечно могущественная. Если быть с ней на «ты», она в лучшем случае предупредит. Если с уважением – покажет свою красоту».

ОРДИНСКАЯ ПЕЩЕРА. САМАЯ БЛИЗКАЯ И НЕДОСТУПНАЯ
В иностранных пособиях для дайверов Ординская пещера подробно разбирается как один из самых интересных объектов для погружений
Самая известная, крупная и красивая подводная пещера в России находится на берегу реки Кунгур, на окраине села Орда в Пермском крае. Это единственное место в стране, где построен современный дайв-центр и создана вся необходимая инфраструктура, поэтому именно там многие новички проходят свои первые тренировки в реальных условиях. «Человек, почувствовавший себя уверенно в Ординской пещере, в любой другой будет справляться очень хорошо. А тот, кто приезжает из Мексики, где достиг действительно высокого уровня, в Орде может столкнуться с трудностями».
Но это место далеко не только удобная тренировочная площадка для неофитов. Длина подвод-ной части Ординской составляет 4600 метров, и она еще до конца не изучена. Многие профессионалы и продвинутые любители возвращаются в эту величественную пещеру десятки и сотни раз, чтобы, как они говорят, «отдать дань тому, чем ты занимаешься». Многие дайверы приезжают ради особой атмосферы этого места, наполненного тишиной и спокойствием. Когда они рассказывают о своих ощущениях и впечатлениях, очень сложно понять, как бешеный адреналин, сравнимый с прыжком с парашютом, но бьющий на протяжении всего погружения, может сочетаться с состоянием медитации и полного уединения.
НЕ ПУСТОЕ МЕСТО. ГЕОЛОГИЯ
Большинство затопленных пещер сформировались в ходе карстовых процессов, то есть в результате размытия водой легкорастворимых горных пород – чаще всего известняка, а также гипса и доломита. Пещеры могут быть ориентированы горизонтально и вертикально, как колодцы. Вертикальные порой достигают в глубину нескольких сот метров, самой глубокой сейчас считают пещеру Границкая Пропасть в Чехии – 404 метра. Горизонтальные пещеры часто представляют собой череду галерей и залов, рекорд по протяженности – 346 километров – принадлежит системам Сак-Актун и Дос-Охос в мексиканском штате Юкатан: в прошлом году между ними было найдено соединение. Подводные пещеры можно найти по всему миру – от Австралии до Латинской Америки, включая Европу. Особенно богата ими Мексика – только на полуострове Юкатан более 6000 сенотов. Когда мексиканские пещеры были сухими, вымытые из породы вещества выпадали в сталактиты или сталагмиты. Затем, когда пещеры ушли под воду, эти процессы остановились, но их результат сохранился до нашего времени во всей своей красоте. Впрочем, одни из самых причудливых форм – образования в виде огромных сияющих цветов – можно увидеть не в самой Мексике, а по другую сторону Мексиканского залива, на Багамах, в Хрустальной пещере Абако.
ДЫШАТЬ, НЕ ВЫДЫХАЯ. ОБОРУДОВАНИЕ
Помимо специфических знаний и навыков для пещерного дайвинга нужно также и специальное оборудование. В частности, ребризер – дыхательный аппарат, в котором кислород или смесь бегает по замкнутому кругу и углекислый газ при выдохе не выходит наружу. Дело в том, что при использовании обычных баллонов пузырьки летят наверх и сбивают с потолка пещеры налет, из-за чего видимость может упасть почти до нуля. Еще одно полезное решение для пещерного погружения – сайдмаунт, это боковой тип подвеса баллонов, с которым узкие места преодолевать удобнее и безопаснее, нежели с аквалангом с классическим креплением на спине. «Кстати, обвал рубля по отношению к мировым валютам положительно сказался на отечественном производстве экипировки и оборудования, – уверяет Сергей Горпинюк. – В Москве сейчас выпускают лучшие по соотношению цены и качества подводные компьютеры, во Владимире – много высококлассного снаряжения из титана. Мои друзья делают отличные гидрокостюмы, а я произвожу для них поддеву, теплее которой нет больше нигде в мире».
ПОЛЕТЫ НА ГЛУБИНЕ. ОБУЧЕНИЕ
Пещерный дайвинг считается самым сложным и самым опасным видом погружений сразу по нескольким причинам. Во-первых, из-за невозможности экстренного подъема наверх – обратный путь из пещеры может занимать часы. Во-вторых, из-за полной темноты и плохой видимости, которая может становиться буквально нулевой в случае отказа техники или выпадения известкового налета со дна или сводов. От одного неосторожного движения со стен пещеры посыпется силт – мельчайший осадок, характерный для закрытых водных областей, – и в одно мгновение превратит прозрачную как воздух воду в густую взвесь, не позволяющую видеть даже собственную руку. Это волнение прекратится много позже, чем дайверы найдут или не найдут выход из пещеры.
Большинство трагедий в пещерном дайвинге связано с отсутствием должной подготовки. Даже опытным ныряльщикам требуется серьезное дополнительное обучение. «Мой тренинг довольно жесткий, – говорит Сергей Горпинюк, – но полученные навыки не раз спасали жизни». Сергей ведет обучение по системе подготовки технических и пещерных дайверов IANTD (International Association of Nitrox and Technical Divers). Она одна из самых старых, но, по его мнению, остается самой передовой для погружений в теплую воду. Основные школы пещерного дайвинга сформировались во Флориде, где температура воды около 18–20 градусов и можно нырять даже в негерметичном гидрокостюме мокрого типа, с голыми руками. В Мексике, где самое большое количество пещер, еще теплее – 25–27 градусов. «А в нашей родной Ординской пещере постоянная температура воды – пять градусов. К слову, средняя температура воды в холодном кране – около восьми. Одно дело, когда человек работает голыми руками и в тонком костюме, совсем другое – когда в тулупе и толстых перчатках. Все происходит медленнее, становится менее управляемым. Плюс очень высок риск обмерзания оборудования». Поэтому для погружения в пещеры с холодной водой любые мировые методики (SSI, TDI, IANTD, CMAS) российским специалистам приходится дорабатывать, скрещивая их с техниками подледных погружений.
Для продвинутых ныряльщиков обучение обычно разбито на четыре курса по четыре-шесть погружений каждый. В бассейне отрабатывают основные навыки – плавучесть, управление телом, работу с катушками, выход из аварийных ситуаций. Одно из самых главных упражнений – поиск ходовика, веревочки, указывающей в пещере направление к выходу, нити Ариадны, которая единственная поможет выбраться при нулевой видимости. Ученикам дается задание с закрытыми глазами найти потерянную нить. «У нас есть профессиональный анекдот на эту тему: «Студенты во время упражнения изобрели