Cайт работает в тестовом режиме и находится в стадии отладки.
По всем вопросам можно обращаться по указанному телефону.

Корзина
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку "В корзину"
Заказать звонок
Поиск
Войти
+ 7 (916) 643 03 58
+ 7 (916) 643 03 58
г. Москва, ул. Алексея Свиридова д.5
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок

Рудименты и атавизмы в дайвинге.

8 дек 2023
Когда-то давно были в моде мужские парики
«Аллонж» с длинными волнистыми локонами. Одной из причин появления такой моды считается раннее облысение короля Людовика XIV.
Рудименты и атавизмы в дайвинге.

Сергей Горпинюк  Фото из архива автора

Мужской парик Аллонж

Когда-то давно были в моде мужские парики «Аллонж» с длинными волнистыми локонами. Одной из причин появления такой моды считается раннее облысение короля Людовика XIV. И только из-за прихоти одного влиятельного человека почти вся Европа несколько сотен лет носила эти неудобные и бессмысленные элементы декора на головах! Хорошо, что хоть сейчас эта мода

прошла… Так и у нас в дайвинге. Существует множество рудиментарных элементов снаряжения и атавистических навыков, которые годами мешают дайверам, но они покорно терпят это безобразие.

Заправочная станция 4.jpg

DIN или YOKE

Это два самых распространенных в мире механизма крепления первой ступени регулятора к баллону.

DIN-соединение представляет собой «папу» – винт, который закручивается в «маму» – отверстие в вентиле баллона. В зависимости от длины резьбы изменяется рабочее давление – 200 или 300 бар. В торцевой части винта устанавливается уплотнительное кольцо, которое герметизирует соединение. Важный момент – уплотнительное кольцо является частью регулятора. Это значит, что у «правильного» владельца регулятора это кольцо качественное и регулярно заменяется во время ежегодного обслуживания регулятора.

В целом DIN-соединение является достаточно надежным и удобным для дайвера. Такой тип баллонов получил распространение в Европе, Египте, России и некоторых других странах. Технические дайверы также используют надежные DIN-соединения.

Кадр из фильма Марсианин YOKE регулятор_edited.png DIN регулятор

YOKE-соединение представляет собой струбцину, силовой хомут, которым первая ступень регулятора притягивается к вентилю баллона. Рабочее давление ограничено 200 барами. Уплотнительное кольцо установлено на вентиле, соответственно, оно является составной частью баллона и ухаживать за ним должны владельцы баллонов, которые часто плохо относятся к прокатному снаряжению.

Из-за конструктивных особенностей YOKE- соединение менее надежно по сравнению с DIN. К тому же оно более громоздко и повышает риски зацепов. Такой тип баллонов распространен в Мексике, Америке

и Юго-Восточной Азии. Технические дайверы избегают использовать YOKE-соединения. Так почему же малонадежное, неудобное для дайверов YOKE-соединение так популярно в мире? Я никак не мог понять этого, пока не оказался в Мексике на так называемой «Filling Station» – заправочной станции для дайверов. В тех краях дайв-центры, как правило, не имеют собственного компрессора и парка прокатных баллонов, а арендуют баллоны на больших станциях. На этих станциях установлены огромные промышленные компрессоры и имеется очень много прокатных баллонов. Много – это несколько сотен штук. Каждый день рано утром машины из дайв-центров забирают заправленные баллоны для дайверов, а вечером 

YOKE пневмокннекторы

возвращают пустые баллоны на станцию для заправки. И каждую ночь сотрудники станции занимаются заправкой этих сотен баллонов. Так вот, для того, чтобы присоединить шланг от компрессора к DIN-баллону, компрессорщику нужно ввернуть штуцер шланга в горловину вентиля баллона. Это занимает около 10 секунд. А для YOKE-соединения есть пневматический коннектор, который не нужно крутить и который подключается к баллону за секунуду!

Как результат, дайверы вынуждены использовать неудобные и малонадежные YOKE-соединения – и это только потому, что этот тип соединений предпочитают компрессорщики! А дальше бессмыслица возводится в ранг абсурда – в фильме «Марсианин» даже на Марсе применяется баллон с YOKE-вентилем.

При выборе регулятора и баллона для себя нужно понимать, что DIN-соединение более удобно и надежно, чем YOKE. И для любого варианта есть переходники.

Трубка на маске

Трубка на маске

Если задать поиск картинок по слову «дайвинг», то поисковые системы выдадут много фотографий. На них дайвер плывет под водой со скубой и, как правило, с дыхательной трубкой, закрепленной на маске. Удивительно, но многие инструкторы в различных системах обучения преподают такой вариант конфигурации, как «стандартный». Возникает вопрос – для чего дайверу под водой во время погружения со скубой нужна трубка, закрепленная на маске? На этот вопрос нет ни одного позитивного ответа! А вот негативный ответ есть. Трубка, закрепленная на маске – не просто абсолютно бесполезный элемент снаряжения, но и реально опасный. Трубку на маску крепят чаще всего начинающие дайверы, которые всецело доверяют инструктору и выполняют все его указания. Трубка, закрепленная на маске, становится огромным рычагом, соединенным с маленьким мягким силиконовым ремешком. Неосторожное движение головой или руками запросто может привести к срыву маски или разрыву ремешка, что неизбежно приведет к затоплению маски. Для начинающего дайвера срыв или затопление маски под водой будет мощнейшим стрессовым фактором, который может привести к паническому вылету и другим печальным последствиям. Обратимся к «стандартам». Я не знаю ни одной системы обучения, в стандартах которой было бы закреплено требование крепить трубку на маску на время погружения под воду. Есть перечень снаряжения, которое нужно использовать во время обучения, и в который входит трубка. Но нигде не сказано, что трубка должна быть закреплена на маске во время погружения!

Фото без трубки Фото без трубки

Упражнение по переключению дыхания с трубки на регулятор является очень важным и полезным для выработки навыка правильного дыхания. Но это упражнение делается на поверхности воды! Как вы догадываетесь, на глубине будет весьма затруднительно сделать такое упражнение.

Но почему тогда многие и многие инструкторы навязывают новичкам такое странное и опасное решение? На мой взгляд, на то есть две причины.

Первая – преемственность навыков между разными поколениями дайверов.

Если курс-директор крепит трубку на маску, то он будет учить этому инструкторов, которые продолжат нести эту бессмыслицу в массы начинающих дайверов.

Складная трубка Складная трубка

Вторая более прозаичная. Вы никогда не задумывались, почему практически у всех трубок и масок отрицательная плавучесть? Ведь сделать маску, а уж тем более трубку нетонущими очень легко.

Производителям и продавцам снаряжения нужно, чтобы маски и трубки тонули! И чтобы люди заново их покупали. Иногда, в редких случаях, трубка может быть полезна дайверу на поверхности и после курса. Например, для продолжения наблюдения за подводной жизнью во время ожидания лодки на поверхности. Для этих целей есть очень удобные мягкие складные трубки, которые сворачиваются в «ракушку» и крепятся на карабин или лежат в кармане.

В следующих статьях мы продол жим рассказывать про странные варианты конфигураций и навыков в дайвинге.

Stay Tuned!

Статья опубликована в журнале НЕПТУН 03.04.2021.

Оформить подписку можно здесь: подписаться